Физическая культура в ЦРР№7

 

 « Физическая культура »

 

1.Физическая культура составляет важную часть культуры общества. Физическая культура оказывает сущест­венное влияние на духовный мир человека мировоззрение, умственное и физическое  развитие. 

 Физическое развитие самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения 

              2.Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, для этого в нашем детском саду мы используем различное физкультурное оборудование,  в том числе изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. 

Для успешной реализации цели в МБДОУ созданы все  условия: 

- физкультурный зал, который оснащен необходимым спортивным оборудованием: баскетбольные кольца, сетка для волейбола, шведская стенка, щиты для метания на дальность и меткость, мячи разных размеров, скакалки, обручи, гимнастические ленты, гантели . 

- тренажерный зал с современным оснащением: велотренажеры, беговые дорожки, мягкие спортивные модули, балансиры, батуты и др. 

3.Согласно современной методике физического воспитания детей дошкольного возраста, основными организационными формами физического воспитания детей в нашем центре  являются 

  • Утренняя гимнастика и оздоровительный бег

  • Гимнастика после сна

  • Спортивные досуги, праздники и развлечения

  • Спортивная секция для детей с высоким уровнем физической подготовленности.

  • Занятия 

Физкультурные занятия (НОД) являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы: 

  • Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу;

  • Обеспечить развитее и тренировку всех и функций организма ребёнка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребёнка в отдельности физическую нагрузку;

  • Дать возможность каждому ребёнку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.

    Требования современной дошкольной педагогики таковы: «Когда мы говорим о ребенке как объекте педагогической науки, важно не только знать и учитывать основные линии развития и особенности возраста. Обобщенное слово «ребенок» предполагает, что им может быть мальчик или девочка. Только в нашем дошкольном учреждении , на протяжении многих лет при организации занятий по физической культуре  внедрен дифференцированный подход по половому признаку. Начиная с 4-х летнего возраста с детьми занимаются два инструктора.

    Каждый знает, что физкультура полезна!

    А занятия физкультурой в удобной  спортивной одежде полезней вдвойне! Одежда ребенка должна быть удобной ,не должна  стеснять движений , изготовлена из натуральных материалов , должна быть эстетичной и чистой .

    В дошкольном возрасте опорно-связочный аппарат (голено­стопного сустава в особенности) очень слаб и поэтому, занимаясь в ботинках, сапогах  или босоножках на каблучках, можно получить травму. Неудобная и тяжелая одежда не дает ребенку возможность  правильно двигаться , «перекутывание» приводит  к развитию простудных заболеваний. Отправляя ребенка на занятия или пробежку в неправильно подобранной одежде или обуви, вы должны помнить о том, что этим  вы наносите вред здоровью своего  ребенка.

    Требования к одежде для занятий пор физической культуре в зимний период. 

  • Футболка х.б. с коротким рукавом белого цвета.

  • Шорты х.б. без карманов темного цвета.

  • Носки х.б.

  • Обувь спортивная  по размеру ноги ребенка на гнущейся подошве со шнурками.

    Требования к одежде для занятий по физической культуре в осеннее- весенний  период. 

  • Футболка х.б.с длинным рукавом любого цвета.

  • Короткие шорты х.б. без карманов темного цвета.

  • Колготки (трико) х.б..

  • Обувь спортивная  по размеру ноги ребенка на гнущейся подошве со шнурками  

Оздоровительный бег – это комплекс физических, психологических и гигиенических элементов. Он является естественным привычным способом передвижения в любую погоду, в разное время года.

 

 Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.
Значение оздоровительного бега: 

  • Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
  • Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам. 

Требования к одежде для оздоровительного бега в весенне - осенний период. 

  • Шапочка спортивная х.б.

  • Водолазка х.б..

  • Спортивный костюм с начесом или ветровка.

  • Колготки ( носки).

  • Перчатки тонкие.

  • Кроссовки (кеды).

    Требования к одежде для оздоровительного бега в зимний период. 

  • Шапочка спортивная шерстяная.

  • Свитер шерстяной.

  • Спортивный костюм с начесом или балония.

  • Колготки

  • Варежки шерстяные.

  • Кроссовки (кеды или сапоги фетровые) на 1-2 размера больше ноги ребенка  носки шерстяные. 

        4.Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка.  

    5.«Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица.

 

 К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет. 

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает заботливое постоянное отношение к их здоровью в семье. Уже в раннем возрасте надо больше уделять внимания правильному развитию движений у детей, совершенствованию двигательных умений. Дети, которые недостаточно упражняются в движениях, остаются неловкими, несмелыми.  Недостаток движений(гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, к снижению работоспособности организма. В домашних условиях следует так организовывать физическое воспитание, чтобы дети ежедневно занимались утренней гимнастикой. Играли в подвижные игры, систематически совершали прогулки, принимали закаливающие процедуры. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. 

 Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй. Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Дети с раннего возраста должны иметь санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон и теннис, не говоря уже о мячах разных по диаметру, обруче, скакалке, кеглях и другом спортивном инвентаре.  Уважаемые родители , пусть будут здоровы ваши дети! Растите и любите их! 

Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой

 

        Дыхательная гимнастика, о которой пойдет речь, была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов на рубеже 30—40х годов. Её авторы Александра Николаевна Стрельникова и её мать, А.С. Стрельникова, - фактически случайно обнаружили, что гимнастика восстанавливает голос (А.Н. Стрельникова была певицей и потеряла голос). Гимнастика зарегистрирована Государственным Институтом патентной экспертизы в 1972 году. Ее автору, Александре Николаевне Стрельниковой, было выдано авторское свидетельство № 411865 зарегистрированное в Госреестре СССР.
Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Ликвидируется бессонница, различные неврозы, депрессия. Повышается умственная и физическая работоспособность. А.Н. Стрельникова не занималась лечением в узком смысле этого слова. Её методика из уст в уста, распространялась среди знакомых Александры Николаевны певцов и артистов. Знаменитые артисты не скрывают, что пользуются стрельниковской методикой для восстановления голоса и просто хорошего самочувствия, среди них: Алла Пугачева, София Ротару, Кристина Орбакайте, Маргарита Терехова и др. Со временем опыт показал, что эта методика дает хорошие результаты при бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом бронхите, хроническом насморке и гайморите, гриппе, гипертонии и гипотонии, сердечной недостаточности, аритмии, заикании, остеохондрозе. По свидетельству людей, занимавшихся этой гимнастикой, она помогает еще при вегетососудистой дистонии, стенокардии, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, варикозном расширении вен и некоторых женских болезнях.
Широкую известность эта методика получила благодаря стараниям ученика и последователя Стрельниковой, Щетинина Михаила Николаевича – единственного творческого наследника Александры Николаевны, который описал и систематизировал дыхательные упражнения в одну методику «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» (М., 1999). В настоящее время доктор М.Н.Щетинин руководит Центром дыхательной гимнастики им. А.Н.Стрельниковой, является консультантом нескольких лечебных учреждений г.Москвы, в том числе Центрального научно – исследовательского института туберкулеза РАМН.
Это уникальный метод естественного (немедикаментозного) оздоровления всего организма, отличающийся от всех дыхательных гимнастик тем, что короткий шумный вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. В процессе занятий:
• тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания,
• обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов на клеточном уровне,
• жизненная емкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-30%,
• снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри.

Методика

Сначала попробуйте освоить два главных принципа и соответственно прочувствовать на себе «активный эмоциональный короткий вдох» и «пассивный свободный выдох». Затем можно начинать осваивать «парадоксальные» упражнения.
Комплекс стрельниковской гимнастики по методу Щетинина.
1 упр. «Ладошки» ( И.п.- ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом, одновременно сильно сжать ладони в кулаки).
2 упр. «Погончики» ( И.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы разжать).
3 упр. «Насос» (И.п.- то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно).
4 упр. «Кошка» (И.п.- ноги врозь, руки согнуты в локтях на уровне пояса, выполнять пружинящие повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения с резким вдохом носом).
5 упр. «Обними плечи» (И.п: ноги врозь, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох).
6 упр. «Большой маятник» (И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними плечи» вместе, наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью).
7 упр. «Повороты» (Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались).
8 упр. «Ушки или Китайский болванчик» (наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения).
9 упр. «Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.
10 упр. « Перекаты» ( И.п. – одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно на ногу впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох выполнять в момент выпада).
11 упр. «Перекаты» (тоже с другой ноги).
12 упр. «Шаги» (И.п. – ноги врозь, руки внизу. Попеременно поднимать колени, руки по ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох во время подъема колена).
13 упр. «Шаги» (И.п. тоже. Попеременно сгибать голеностоп назад – вдох).

Выполнять 1-2 раза в день утром до завтрака, и вечером до ужина или через 1,5 часа после еды.

Дыхательная релаксация (по методу М.А. Лазарева)

           Михаил Львович Лазарев окончил Магнитогорское музыкальное училище им. М.И.Глинки по классу хорового дирижирования и 2-ой Московский медицинский институт им. Н.И.Пирогова. В настоящее время М.Л.Лазарев - действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор медицинских наук, профессор Международной академии наук и искусств, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава.
М.Л. Лазарев – основоположник идеи пренатального (дородового) воспитания в России. В 1984 году им была открыта при врачебно-физкультурном диспансере №4 г. Москвы первая школа пренатального обучения. Он является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» (от лат. sonus - звук, natal – рождённый, музыка рождения), рекомендованного Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В России и за рубежом этот метод применяется с 1983 года.
М.Л.Лазарев написал более 1000 детских песен в созданном им жанре «Музыка детства и материнства».
Программа «Здравствуй» М.Л. Лазарева разработана на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в существующих рамках образовательных стандартов. Практические занятия программы «Здравствуй» построены на принципах концепции «Здоровье здоровых». Цель программы «Здравствуй»: помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них навыков здорового образа жизни. Программа и методическое руководство разработаны на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.
Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

Методика дыхательной релаксации

«Ляжем на спину… Закроем глаза… Представим, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом… кожей ног, живота, рук, головы… Вдох, выдох… Тело превращается в губку… На вдохе оно впитывает через все поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5…на счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение…»

Полное дыхание

Полное дыхание - дыхание йогов - самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздоравливая легкие и весь организм в целом. Но для того чтобы это дыхание стало поистине целительным, нужны тренированная диафрагма, способная хорошо работать, и здоровые капилляры. Поэтому, прежде чем приступать к освоению метода полного дыхания или одновременно с его освоением, необходимо выполнять упражнения для капилляров и для диафрагмы. Обычно мы дышим плохо именно из-за плохой работы диафрагмы. Тренировке диафрагмы и наилучшему эффекту полного дыхания будут способствовать следующие упражнения.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма - мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создавать отрицательное давление в грудной полости, положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают 4 типа дыхания:
• нижнее или « брюшное», «диафрагмальное» (вдыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
• среднее или «реберное» (в дыхательных движения участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
• верхнее или « ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягиванием диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);
• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких);
Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.
Насколько легкие наполняются воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный.
В зависимости от этого меняется частота дыхания.
Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоравливании детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:
• эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоравливания детей в условиях дошкольного учреждения;
• доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
• степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.
С целью систематического использования дыхательных упражнений включают в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

"Ветер"(очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И.п.: лежа, сидя, стоя. Туловище расслабленно. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
Задержать дыхание на 3-4 секунды.
Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза
Примечание: Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

"Радуга, обними меня"

Цель: та же.
И.п.: стоя или в движении.
1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 секунды
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки.. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный вдохе максимальным опорожнением легких и подтягивание диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась « ямка».
3-4. То же наоборот. Повторить 3-6 раз.
Примечание: После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох - выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-8 раз дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

"Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание в нижнем дыхании. И.п.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслабленно, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.

Индивидуальный подход к детям с учётом двигательной активности

 

                 Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Однозначно мнение учёных о том, что дошкольник «активный деятель - но и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях». Но по своей двигательной активности дети очень разные. Различия в объёме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что даже при обычном наблюдении можно выделить детей средней, большой и малой подвижности.Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, чёткие, целенаправленные.

                Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четвёртую – пятую часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из - за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно.

                 Наиболее уязвим  организм детей малой подвижности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для  игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующих интенсивных движений. Они робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность – фактор риска для ребёнка. Она объясняется его нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребёнок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно.

Приёмы руководства двигательной активностью детей

          При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности достаточно создать необходимые условия, т.е. предоставить место для движений, время, игрушки - двигатели, физкультурное оборудование и пособия. Физиологи советуют смелее полагаться на «саморегуляцию»,  которые у них проявляется достаточно ярко. Руководство двигательной активностью детей большой подвижности направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Ребят необходимо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатывание мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической    скамейке и пр.), ловле мяча, отбиванию его от пола. Полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади(плоскостном кружочке на полу, чурбане, скамейке, доске). Особым регулирующим приёмом является внесение осмысленности содержания в двигательную деятельность. При бесцельном  беге, например, ребёнку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолёт, поезд и т.п.

               У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных(бег, прыжки – разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она была для детей интересной, непринуждённой. Не нужно бояться, что дети утомятся. Этого никогда не произойдёт, если обеспечить условия для разнообразных движений в физкультурной, игровой, трудовой деятельности индивидуально с воспитателем или в коллективе детей. Помогут в этом разнообразные физкультурные пособия, игрушки – двигатели. Полезно вспомнить здесь наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. В этом случае происходит естественный отдых (активный отдых). Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребёнка, а наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление.

           Многие приёмы руководства двигательной активностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Так, в игры всех детей следует вносить определённые сюжеты, требующие движений, что способствует активизации малоподвижных детей, вносит определённую осознанную направленность в бесцельную беготню детей большой подвижности. Сюжетной направленности движений способствует использование физкультурных пособий, атрибутов, подсказка игрового образа, наводящий вопрос, напоминание.Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая, например, одну игрушку, пособие на двоих.

          Необходимо обращать внимание детей на осмысление их движений и действий: что делаешь, почему так,  с каким ещё предметом можно выполнять данное движение, как можно расставить предметы для движений. Это необходимо для обогащения содержания двигательной деятельности. При разных движениях дети меньше устают, так как при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых; они более целенаправленно начинают использовать движения в играх. Практика показывает, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием двигаются.

          Таким образом, индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника учитывает разные стороны его двигательного развития. Он включает в себя комплекс методов и приёмов, устанавливающих взаимосвязь между содержанием двигательного материала и индивидуальными особенностями детей.

           Особое внимание требуют к себе ослабленные и часто болеющие дети. Индивидуальная работа с такими детьми должна состоять не столько в ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и т.д.), сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребёнком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путём рациональной регламентации длительности, объёма, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребёнка условий психологического комфорта.Также необходимо координировать совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения – медиков, педагогов и психологов для разработки полноценного индивидуально-дифференцированного сопровождения детей:

            Медицинский персонал проводит общеукрепляющие, оздоровительные процедуры, массаж, физиопроцедуры и д.р.

            Воспитатели формируют навыки осанки, походки, поведения, навыки релаксации и психической саморегуляции, обращают внимание на выработку ребёнком активной позиции в отношении собственного здоровья. Выполняют рекомендации психолога по индивидуально – дифференцированному подходу к воспитанию и обучению детей.

           Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей.

Игровой массаж

 

Комплекс № 1

  1. И. п. – стоя, с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног  кверху, вернуться в исходное положение (10–15 раз).

 2. И. п. – стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки, вернуться в исходное положение (10–15 раз).

 3. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Присесть на всей ступне, вернуться в исходное положение (6–8 раз).

 4. И. п. – стоя, правая нога перед левой (след в след). Подняться на носки, вернуться в исходное положение (8–10 раз).

 5. И. п. – стоя на носках. Опуститься на пятки, снова подняться (8–10 раз).

 6. Ходьба в полуприсяде (2–5 минут).

 7. Прыжки «Зайчики» (30–40 секунд).

 8. И. п. – основная стойка. Сгибание и разгибание стопы в быстром темпе (10–12 раз каждой ногой).

 9. И. п. – основная стойка. Поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь (4–6 раз). 10. И. п. – основная стойка. Круговые вращения стопой

 10. И. п. – основная стойка. Круговые вращения стопой.

 

Комплекс №2

 1. Ходьба на носочках (1–2 минуты).

 2. Ходьба на пятках (1–2 минуты).

 3. Ходьба на наружных краях стоп (2–5 минуты).

 4. Ходьба на внутренних краях стоп (2–5 минуты).

 5. Ходьба по наклонной плоскости (5–10 раз).

 6. Ходьба по палке (5–15 раз).

 7. Ходьба по ребристой доске (2–5 минут).

 8. Захватывание стопами предметов (кубиков, палочек, платочков, шнурков – 5–10 раз).

 9. Сгибание и разгибание стоп (сидя на стуле, поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола, 10–20 раз).

 10. Пружинистые перекаты с пятками на носок и наоборот из положения сидя на корточках.

 11. Лазание по гимнастической стенке (середина стопы ставится на рейку).                       

 

Комплекс №3

1. И.п. - стоя на гимнастической палке, палка на середине стопы, руки на поясе, стопы параллельны. Приседания и полуприседания. (10-12 раз).

 2. И.п. - сидя на полу упор руки сзади, ноги согнуты в коленях, палка на середине стопы. Прокатывание палки от носка к пятке. (1 мин.).

 3. И.п. - сидя на полу упор руки сзади. Захват пальцами стоп мелких предметов (пуговиц) и перекладывание их в сторону другой стопы, тоже в обратную сторону. (1 мин.).

 4. И.п. - лежа на спине, руки за головой, сгибание ног в коленях, упор стопами в пол, разведение пяток в стороны и возврат в и.п.

 5. И.п. - лежа на спине, руки за головой. Ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы касаются друг друга подошвенной поверхностью. Отведение и приведение стоп в область пяток с упором в передней части стопы. (1 мин.).

 6. И.п. - лежа на спине, руки за головой. Круговые движения стоп в одну и другую стороны (1 мин)

 

Самомассаж стоп
 Чтобы далеко шагали, в путь дороге не устали.
Сядем все мы, отдохнем и массаж подошв начнем.
На каждую ножку масла понемножку.
Хоть они и не машина, смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно, будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья нужна это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна, выполняй ее старательно.
Растирай ,старайся и не отвлекайся.
По подошве, как граблями проведем сейчас руками.
И полезно и приятно - это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей  и  по ножкам бей сильней
Будут быстрыми они потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна, без нее мы никуда
Раз - сгибай, два – выпрямляй ну активнее давай
Каждый пальчик мы найдем, хорошенько разомнем.
Надо с ними нам дружить, чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: "Спасибо!" Ноженькам своим.
Будем их беречь мы и всегда любить.